Запущенной 15 ноября 2015 года системе взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн с целью возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам «Платон» в этом месяце исполняется 5 лет. Как внедрение системы, так и ее дальнейшее функционирование, продолжают вызывать споры у участников рынка грузоперевозок и обычных граждан.

Основные споры ведутся не о необходимости существования системы, а о непрозрачности отчетности управляющей компании. Среди противников «Платона» достаточно сторонников создания мощной единой национальной системы контроля автомобильных грузоперевозок, а некоторые вполне обоснованно полагают, что такая система должна быть интегрирована в международную. Большинство оппонентов существующей структуры выступают даже не против центрального места в ней коммерческой организации, а против минимального контроля за происходящими в этой компании процессами со стороны государства и общественности. Многие уверены, что ставки взимаемых с перевозчиков ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» платежей завышены из-за нецелевого расходования средств.
За прошедший период возникали как обоснованные, так и не получившие подтверждения претензии к системе «Платон». К первым относятся перебои в работе и неудобство программного продукта, цена и качество аппаратной части, нехватка оборудования в сети продаж, возможность обхода системы с помощью установки на транспорт различных систем подавления сигнала (глушилок), использование коррупционных схем снижения платежей и прочие. Ко вторым – перспективы распространения взимания оплаты с малотоннажных грузовиков и даже личного транспорта. Очевидным для многих, но отнюдь не для всех, является вызванное внедрением «Платона» подорожание товаров, ведь в стоимости любого товара заложена стоимость транспортной составляющей. Спорной является и степень выполнения системой одной из ее основных задач – очищение рынка авто-грузоперевозок от нелегальных и серых схем снижения налогов, уменьшение наносимого дорожному покрытию вреда перегруженными транспортными средствами и другие.
На сайте системы «Платон» представлены результаты работы за прошедший период. Трудно сказать, насколько актуальны опубликованные данные. Периодизация портала заканчивается 2018 годом. Утверждается, что за собранные средства уже построено и отремонтировано 700 километров на 10 федеральных трассах, 2000 километров на 40 городских и региональных трассах, 31 мост в 20 регионах. Также сообщается, что в процессе капитального ремонта находятся 102 моста и 700 километров федеральных трасс. Компания декларирует, что планирование адресов для строительства и ремонта ведется на основании «Карты убитых дорог», на которую вносят информацию сами грузоперевозчики.
По представленной на сайте информации можно ознакомиться и с конкретными объектами, на которые были потрачены собранные средства. Через год после запуска системы уже был сдан мост через реку Белая в Уфе, построенный за 1,5 миллиарда рублей. Через 2 года после старта «Платона» в Нижнем Новгороде был открыт новый Борский мост, в котором доля средств от сборов компании составляет 3,8 миллиардов. Далее упоминаются Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в Московской области, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, мост на дороге Балезино-Сергино в Удмуртии и другие объекты.
Сегодня в системе «Платон» зарегистрировано более 1,3 миллионов транспортных средств 570 000 компаний-перевозчиков и частных лиц. Распределение по формам собственности выглядит так: 68% физические лица, 22% юридические лица, 10% индивидуальные предприниматели. В Дорожный Фонд России перечислено более 100 миллиардов рублей. Ежегодно происходит повышающая индексация платежей в систему.