Девятая статья серии «Хочешь заказать спецтехнику?» посвящена популярному интернет-ресурсу «АВИТО», на котором раздел «Аренда спецтехники» полон объявлений с фотографиями и описанием предлагаемых услуг. Здесь можно найти и необходимую модель техники, и ближайший вариант ее местонахождения, и выгодную цену. Основной минус этих предложений – практическая анонимность большинства исполнителей, единственная связь с которыми происходит по телефону, а оплата производится на месте за наличный расчет.

Сразу предупредим читателя, что ниже будет рассматриваться сервис АВИТО с геолокацией «Санкт-Петербург». Ситуация в других регионах может отличаться от описанной. Поговорим о статистике этой страницы. Без специальных инструментов трудно посчитать, сколько на ней объявлений. Если вы воспользуетесь программой-парсером, которая скачивает содержание сайта с заданными вами параметрами выборки, то получите удобный для анализа файл в excel-формате. В сезон в нем будет порядка 2500 строк со всеми теми данными, которые рекламодатели разместили в своих объявлениях. Зимой, когда спрос на строительную технику падает, а некоторые виды техники вообще не работают (например, дорожные катки), количество объявлений уменьшается до 2 и даже 1,5 тысяч. И эта цифра держится за счет старых объявлений, которые остались в базе после окончания срока публикации.
Обратившись по такому объявлению, вы столкнетесь с «телефон абонента вне зоны» или «не зарегистрирован». АВИТО предоставляет мобильные номера для публикации в объявлениях, а по прекращению оплаты отключает их. С другой стороны, многие рекламодатели специально покупают отдельные «симки» для публикации объявлений на АВИТО. Когда они прекращают публиковаться, они отключают эти номера.
Сколько же свежих объявлений будет в списке по запросу «Аренда спецтехники в Петербурге»? Около 1000 с датой размещения не старше полугода. С одной стороны, не мало, и можно надеяться найти нужную технику. Если вы систематизируете эти данные, то получите примерно такую картину:
Автовышки 80, Бары 2, Бетононасосы 1, Бульдозеры 50, Вилочные погрузчики 5, Грейдеры 40, Илососы 20, Катки 30, Краны 200, Ломовозы 10, Манипуляторы 150, Мини-погрузчики 20, Мини-экскаваторы 60, Фронтальные погрузчики 60, Самосвалы 120, Тракторы 60, Тралы 100, Фрезы 10, Экскаваторы 74, Экскаваторы-погрузчики 70, Ямобуры 108
Конечно, в этой выборке представлена не вся техника их списка. Но она отражает главное – что пользуется спросом, то и рекламируется. Несомненно, на рынке услуг Петербурга различной техники значительно больше. Несомненно, две трети из представленной в этих объявлениях техники не принадлежат рекламодателям и просто перепродаются. Несомненно, в сезон взять в аренду популярную технику сложно, потому что она все время занята. А если техника вам нужна на короткий срок, то это не интересно большинству арендодателей. Но выбор есть и стоит «сесть на телефон» и терпеливо обзванивать АВИТО.

Итак, давайте перейдем к практическим советам.
* АВИТО позволяет находить технику поблизости от заказчика с помощью локации на карте. Это удобно, но в момент заказа часто оказывается бесполезным. В отличие от недвижимости, техника не стоит на месте и постоянно перемещается по городу и области. Поэтому поиск по карте может занять много времени и не привести к результату.
* Многие виды спецтехники требуют перевозки с помощью эвакуатора или трала даже на небольшие расстояния. И это связано не только с их массой и опасностью повреждения гусеницами дорожного покрытия. Большое количество спецтехники не имеет государственных регистрационных номеров, как у автомобилей, и не имеет права передвижения по ДОПам. Категории прав машинистов и операторов такой техники тоже не предусматривают управления транспортным средством на дорогах общего пользования. Поэтому первая же встреча с сотрудником ГИБДД может привести к серьезному штрафу.
Необходимость использования эвакуатора или трала отражается в стоимости аренды техники – к минимальной ставке арендодатель добавляет стоимость доставки на объект и вывоза техники. Причем, даже при небольшом расстоянии перевозки стоимость доставки может оказаться существенной – ведь эвакуаторы и тралы тоже имеют минимальную ставку заказа. В итоге, например, если бульдозер находится в двух кварталах, стоимость его доставки может быть аналогичной доставке из другого конца города.
* Многие услуги на АВИТО предлагаются за наличный расчет и без предоставления закрывающей документации. Даже для частных заказчиков это может неожиданно превратиться в серьезную проблему, а для организаций тем более. Контроль финансовых потоков со стороны государства усиливается, а его методы разнообразятся. Встречные проверки и запросы налоговой по совершенно незначительным старым сделкам нередко приводят к масштабным камеральным проверкам и неизбежным крупным штрафам или ощутимым затратам на решение проблемы.
* Вероятность заказать с помощью АВИТО технику напрямую у владельца не превышает 30%. Большую долю объявлений дают посредники, среди которых очень высок процент жуликов. И если информация о жуликах, обманувших владельцев спецтехники, регулярно публикуется логистами в специализированных группах и на досках позора, то обманутые заказчики услуг часто ограничиваются заявлением в полицию, и больше нигде не оставляют предупреждающих сообщений. Централизованной, полноценной петербургской площадки, накапливающей такую информацию, в сети до сих пор нет.
* Стоит задуматься над следующими цифрами: с мая 2020 по май 2021 400 рекламодателей перестали публиковать свои телефонные номера в разделе «спецтехника», а им на смену пришли 400 новых. Нормальная ротация? Но с апреля 2021 по август, в «высокий» сезон, та же ротация произошла с 400 номерами телефонов. Почему? И не связан ли с этим всплеск жалоб на жуликов на специализированных форумах, в группах и на досках?
* Следует учитывать, что из 2500 мобильных номеров, публикуемых в АВИТО, не менее 1000 в интернете связаны только с этими одним-двумя объявлениями. У них нет ни истории, ни привязки к компаниям или событиям. Многие из этих СИМ-карт были куплены ради единственной публикации и вскоре будут или уже были выброшены, а на АВИТО появятся новые объявление с новыми номерами.
* Ахиллесова пята заказов на АВИТО – попадание на стандартные схемы обмана. Владельцы техники обычно не работают с новыми заказчиками без предоплаты. Вне зависимости, передается ли предоплата лично, отправляется на банковскую карту или на счет организации, деньги часто бывают потеряны. Нередки случаи, когда после выполнения работы машинист подходит за расчетом к прорабу и выясняется, что он и прораб общались с посредником-жуликом, который получил предоплату и исчез. Возникает конфликт, который приходится решать двум сторонам.
СОВЕТ: При заказе на АВИТО стоит опасаться обмана, проверять мобильный номер контрагента в сети, пытаться получить как можно больше информации о предоставляющем услугу человеке или организации, оформлять сделку и требовать подлинники всех закрывающих документов, связываться напрямую с лицом, выполняющим работы – машинистом, водителем или оператором техники. В целях уменьшения возможных потерь, стремиться не производить крупных платежей, а разбивать их на этапы по мере выполнения работ. Стоит опасаться выбивающихся из общей тенденции дешевых цен и заманчивых предложений. Контролируйте проведение работ и быстро реагируйте на подозрительные события.
ПЕРВАЯ СТАТЬЯ ИЗ ЦИКЛА «Хотите заказать спецтехнику?»
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ ИЗ ЦИКЛА «Хотите заказать спецтехнику?»
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ИЗ ЦИКЛА «Хотите заказать спецтехнику?»
#РИКСОВЕТ, #советпрофессионала